Страницы

Чтиво

Что можно сделать с истерикой



Красивая молодая женщина гуляла с очаровательным малышом полутора лет. Что-то случилось, и ребенок стал рыдать. Мамины попытки успокоить его к успеху не привели. Мальчик стал выгибаться в ее руках и кричать еще громче.
Мама не выдержала, и послышался ее металлический голос: "Пошел вон отсюда, псих несчастный! Не подходи ко мне! Не умеешь себя вести! Пошел! Я кому сказала!!" Горю ребенка не было предела. Он зарыдал еще сильнее, стал извиваться, упал на землю. Женщина стала дергать его за руку, пытаясь поднять с земли и привести в чувство, продолжая отпускать нелицеприятные реплики в адрес ребенка. Но ничего не получилось, малыш не успокаивался. Только нарыдавшись и после того, как мама взяла его на руки, он успокоился. Честное слово, это совершенно реальная история...
Истерика бывает абсолютно у всех детей. Но у одних она бывает раз в жизни, а у других — несколько раз в день. Истерика — это состояние бурного выхода неконтролируемых эмоций. Природа не зря дала ребенку эту возможность спускать пар накопившихся переживаний, которые он еще не в состоянии осознать и усвоить.
Бывает так, что малыш тяжело заболевает и ему приходится много физически страдать. Его нервная система работает на пределе, чтобы справится с этим испытанием. То же самое происходит, если в семье случается какое-то тяжелое событие, например, развод или длительные конфликты между членами семьи. Или другое событие, в котором ребенок не может осознать причины и следствий, но он чувствует их, может быть, даже глубже, чем иной взрослый.
О чувствительности детей до трех лет написано немало. А нервная система у каждого ребенка, как и любого человека, имеет свои пределы. Но почему не вызывает удивление свист кипящего чайника, а истерика, случающаяся с малышом, всегда для родителей неожиданна?
В восьми случаях из десяти истерики случаются с детьми, когда они утомлены или чувствуют себя плохо. Многие мамы знают, о чем сигналят капризы и ворчливость малыша. Но есть детки, которых не способны на капризы, они начинают кричать, топать ногами, бросаться на землю, брыкаться, драться, пинаться, биться о стену... Они совершенно не в состоянии воспринимать в это время то, что говорит мама. Так в истерике проявляет себя усталость и утомление. Единственное, что может сделать здесь мама, это как можно быстрее уложить малыша спать. Дав выход напряжению, ребенок рано или поздно уснет.
Но бывают истерики, причиной которых не является усталость. Ребенок может выбрать такую неадекватную форму выражения, когда не может выразить что-то. Он не в состоянии донести этого до взрослых, что он что-то хочет, в чем-то нуждается. Поскольку родители начинают бегать и делать все, чтобы утихомирить ребенка, появляется стереотип поведения: чуть что не так — истерика.
В семье необходимо выработать некоторые правила, которые помогут минимизировать последствия детских истерик. Они не дадут истерике, как способа добиваться желаемого, прочно закрепиться в реакциях ребенка. Самое главное правило звучит так: "Когда ребенок бьется в истерике, мама спокойна, как танк!". Мама может возмущаться, срываться, плакать, но только когда ее ребенок находится в спокойном состоянии. Некоторые считают, что идеальная мама всегда спокойна, терпелива, полна мудрости и понимания. Но идеальная мама — это недостижимый образ и стереотип, навязанный женщинам социумом. Таких существ в природе не существует!
Все люди без исключения испытывают отрицательные эмоции. В том числе и по отношению к собственному ребенку. Это нормально! И если мама даст себе на это право, то она сможет контролировать их и не зависеть от обстоятельств. Ведь истерика ребенка создает такое напряжение в отношениях, которое чрезвычайно сложно выдержать. Поэтому мама, не признающая в себе право на отрицательные эмоции, как правило, в один прекрасный момент идет на поводу у истерики ребенка, не выдерживая этого напряжения и впадая в свою собственную истерику. А что может быть печальнее зрелища рыдающего малыша и орущей не своим голосом мамы?
Это принципиальное положение, которое должна осознать и принять мама, у которой ребенок склонен к истерикам. Мама ругается и возмущается только тогда, когда ее ребенок спокоен. Во время истерики малыша мама соблюдает нейтральное настроение. При этом лицо ее не должно выражать недовольство и раздражение, а только любовь и понимание. Ведь ее малышу сейчас плохо.
Самое интересное, что ребенок через некоторое время сможет научиться так же не реагировать на вспышки недовольства, случающиеся у мамы. Он будто начинает понимать, что иногда его мама возмущается и даже кричит. Ничего страшного, это надо просто переждать. И мама, и ребенок дают себе и друг другу право на отрицательные эмоции. Только такая политика может преодолеть склонность ребенка к истерикам.
Замечательным дополнительным эффектом того, что и ребенок, и мама позволяют друг другу проявлять негативные эмоции, является отсутствие чувства вины. Становится ненужными извинения за то, что мама повысила голос за какой-то проступок. Она имеет на это право. И ребенок ставится в такую же ситуацию, когда он уже не может брать на себя роль обиженного.
Часто можно встретить совет выходить из комнаты, если малыш в периоды возрастных кризисов начинает себя вести неадекватно, воплями добиваясь желаемого. Этот метод хорош, если подходит ребенку, если он действительно успокаивает его, исключает повод для манипуляций. Но некоторым деткам это не подходит. Такой ребенок остается один в комнате, теряет ориентацию и перестает понимать, с чего все началось. От этого его поведение становится еще яростнее.
В этом случае нельзя ребенка оставлять одного. Но лучше будет, если все члены семьи оставят маму с деткой одних и закроют дверь. Мама возьмет бьющегося в истерике малыша на руки и тесно прижмет к себе. Она скажет себе: "Я пережду это состояние, я пока не буду ничего говорить и думать! Я жду, когда ребенок успокоится".
Мама не кричит: "Прекрати! Замолчи! Успокойся!" Ее ребенок в этом состоянии не слышит ничего. Он просто не в состоянии услышать. Он весь во власти урагана, бушующего внутри него. Он может только почувствовать раздражение любимой мамы и ее непринятие этого состояния. Ребенок может стараться искренне угодить ей, не принимая свое состояние тоже. Но это тупиковый путь.
"Все причины истерики выясняются только тогда, когда эмоции утихнут". Это второе правило. Никаких выяснений, что случилось, куда делась игрушка, почему мама не покупает конфету, пока ребенок бьется в истерике. И, естественно, никаких действий. Мама не ищет игрушку, не покупает конфету до тех пор, пока малыш не успокоится. Она берет его на руки, гладит по голове, вытирает слезы (может, и свои тоже) и ждет, когда ребенок выпустит пар.
А после этого действует по обстоятельствам. Сочтет, что нужно купить конфету, — покупает, не сочтет, что это не нужно, — не покупает. Надо только аргументировать свои действия спокойным голосом, делая упор на бессмысленность истерики, но принимая ее в целом. Например, так: "Вот ты кричал, а я бы тебе и так купила эту конфету. Объяснил бы, что ты очень-очень ее хочешь. Я же не поняла". Или: "Можно сколько угодно кричать, но денег в кошельке не прибавится. За конфеты же надо платить. И какой был смысл в криках, если я при всем своем желании все равно не могу тебе ее купить".
Есть несколько способов, способных "сбить" ребенка с его настроя на истерику. Они действуют не всегда и не на всех детей. И только на начальной стадии. Но можно попробовать. Они приводятся для того, чтобы стимулировать родительское творчество по управлению детской истерикой.
"Буськи-бубуськи". Он требует некоторой подготовки. Выбирается кодовое слово, например "буськи-бубуськи". В игривом, хорошем расположении духа мама веселится с ребенком, бегая за ним или играя в прятки. При этом мама повторяет: "Буськи-бубуськи, буськи-бубуськи ". Можно при этом для полного восторга малыша щекотать за шейку или животик. Ребенок хохочет и, может быть, даже повторяет за мамой кодовое слово. Так играют регулярно и на протяжении нескольких недель. Когда же мама видит, что ребенок скоро будет впадать в истерику, она произносит: "Буськи-бубуськи". Ребенок может перенестись в то состояние удовольствия и игры, которое закрепилось у него и передумать кричать.
"Подстригаем ногти понарошку". Что ребенок не любит делать больше всего? Например, стричь ноги. Видя, что назревает истерика, мама берет ножнички и говорит: "Сейчас мы будем подстригать ногти". Ребенок переключает свое внимание с состояния, близкого к истерики, на другой неприятный ему объект. Если учесть, что настроение у него не самое хорошее, то вероятность, что он не захочет стричь ногти сейчас, очень велика. Он может начать убегать или брыкаться. Мама понарошку настаивает, внимательно наблюдая, чтобы не пережать: ведь "стрижка ногтей" может вызвать новую и более сильную истерику. Мама бегает за ребенком, а потом говорит: "Ну, не хочешь, не будем сегодня стричь ногти". И убирает ножницы подальше.
Таким образом, реагируя адекватно, мама ждет и делает все для того, чтобы адекватность начала проявляться у ее ребенка. Это единственный путь! Благоразумие никогда не проявится у малыша, если родители будут вести себя неадекватно. Надо только верить в себя и в своего ребенка.
Виктория Карабанова
Статья предоставлена сайтом "Мама трудного ребенка пишет..."


Как развивается ваш малыш? Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет

Уважаемые родители! Имея собственные представления и наблюдения об интеллекте своего ребенка, тем не менее, многие из вас обеспокоены: как бы чего не упустить из виду. Ведь развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки, является важной составляющей всего процесса.
Предлагаем вам некоторые тесты на определение уровня интеллекта и способностей вашего ребенка из книги Ю.Соколовой "Тесты на интеллектуальное развитие ребенка трех лет" (М.: Эксмо, 2005). Советуем несколько раз в неделю уделять по 10-15 минут для подобных занятий.
Перед тем как объяснить ребенку задание, исключите из поля его внимания отвлекающие моменты (телевизор, радио и т. д.) и предложите выполнить все самостоятельно. Если ребенок затрудняется, помогите ему, но ни в коем случае не делайте за него. Ведь вы проверяете не свои способности, а ребенка. Только убедившись, что данное задание ему не под силу, похвалите ребенка за старание и выразите уверенность, что в другой раз все обязательно получится.
Таким образом, вы будете знать, с чем ребенок не справляется и над чем нужно поработать в его развитии. Если ваш ребенок достаточно быстро и правильно справляется со всеми заданиями - его способности и умения соответствуют возрасту.
В 3 года ребенок должен уметь по каждому из указанных разделов:
ВНИМАНИЕ - выполнять задание, не отвлекаясь в течение около 5 минут; находить 3-4 отличия между предметами; удерживать в поле зрения 3-4 предмета; находить два предмета, похожих друг на друга; выполнять задания по предложенному образцу.
ПАМЯТЬ - запоминать 3-4 картинки; знать наизусть несколько четверостиший; повторить небольшую прочитанную сказку с помощью взрослого; вспомнить, что он делал утром, днем, вечером; рассказать по памяти о содержании картинки по наводящим вопросам.
МЫШЛЕНИЕ - быстро и правильно собирать пирамидку; складывать картинку из 4 частей; собирать несложные игры-вкладыши; находить простые связи между предметами и явлениями.
МАТЕМАТИКА - находить в окружающей обстановке много предметов и один; выражать словами, каких предметов больше или меньше; сравнивать 3-4 предмета по величине (длине, ширине, высоте).
РАЗВИТИЕ РЕЧИ - правильно отвечать на вопросы; согласовывать слова в роде, числе, падеже; правильно пользоваться предлогами в, на, за, под; употреблять предложения с однородными членами.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ - изображать простейшие предметы и явления действительности, используя прямые, округлые, наклонные, длинные, короткие, пересекающиеся линии; повторять простые движения пальчиковой гимнастики.
ЗНАКОМСТВО с ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ - называть свое имя и фамилию; называть имена людей его ближайшего окружения, называть и отличать 2-3 дерева; по опорным обобщающим словам находить предметы ("Покажи обувь, посуду, мебель"); знать и называть 6 основных цветов; различать времена года; называть существенные детали и части предметов.
Не забывайте, что ваши занятия с ребенком должны проходить на достаточно хорошем эмоциональном уровне. Если ваш малыш в данный момент не настроен заниматься, отложите занятия до более удобного момента.
Используя эти тесты, вы сможете определить, какие способности вашего малыша развиты лучше всего, какие на достаточном уровне, а над чем нужно еще поработать.

Математика

Найди на страничке карандаши одинаковой толщины. Какого цвета тонкие карандаши, а какого цвета толстые?
Малыш должен уметь сравнивать предметы, находить одинаковые по толщине.
Расскажи, каких предметов на странице много, а каких по одному. Какого они цвета? Каких кубиков больше: желтых или зеленых? Каких шариков больше: синих или красных?
Рассмотри картинку. Каких предметов много, а каких по одному? Покажи их и назови.
Малыш должен уметь пользоваться понятиями "много", "один", правильно согласовывая их с существительными.

Развитие мышления

Рассмотри картинки, подбери пару к каждому предмету.
Ребенок должен уметь объяснять свой выбор.

Развитие памяти

Рассмотри первую картинку, расскажи, что на ней нарисовано, постарайся все запомнить.
Когда малыш запомнит рисунок, покажите ему следующую картинку.
Постарайся вспомнить, что изменилось на картинке.
Если малышу трудно ответить, предложите ему посмотреть на предыдущую картинку или задайте наводящие вопросы.

Развитие внимания

Найди на картинке одинаковые предметы. Какого они цвета?
Малыш должен искать одинаковые предметы без посторонней помощи.

Знакомство с окружающим миром







Рассмотри картинки. На какой из них нарисована зима, а на каких лето, весна, осень? Расскажи, как ты догадался.
Задайте малышу наводящие вопросы, если ему трудно объяснить.




0 коммент.:

Отправить комментарий

Copyright 2009 Sipsik. All rights reserved.
Free WPThemes presented by Leather luggage, Las Vegas Travel coded by EZwpthemes.
Bloggerized by Miss Dothy. Шаблоны для Blogger