Подготовка к школе – процесс
многоплановый. В детских садах дети получают навыки счета, чтения,
развивается мышление, память, внимание, усидчивость, любознательность, мелкая
моторика и другие важные качества. Дети получают понятия нравственности,
прививается любовь к труду.
Готовность к школе подразделяется
на психологическую, познавательную и физиологическую. Все виды готовности
должны гармонично сочетаться в ребенке. Если что-то не развито или развито не
в полной мере, то это может послужить проблемам в обучении в школе, общении
со сверстниками, усвоении новых знаний и так далее.
Психологическая готовность ребенка
к школе.
Психологический аспект включает
в себя три компонента: интеллектуальная готовность, личностная и социальная,
эмоционально-волевая.
1. Интеллектуальная
готовность к школе означает:
-к первому классу у ребенка должен
быть запас определенных знаний (речь о них пойдет ниже);
- он доложен ориентироваться в
пространстве, то есть знать, как пройти в школу и обратно, до магазина и так
далее;
- ребенок должен стремиться к
получению новых знаний, то есть он должен быть любознателен;
- должны соответствовать возрасту
развитие памяти, речи, мышления.
2. Личностная и социальная
готовность подразумевает следующее:
- ребенок должен быть коммуникабельным,
то есть уметь общаться со сверстниками и взрослыми; в общении не должно
проявляться агрессии, а при ссоре с другим ребенком должен уметь оценивать и
искать выход из проблемной ситуации; ребенок должен понимать и признавать
авторитет взрослых;
- толерантность; это означает, что
ребенок должен адекватно реагировать на конструктивные замечания взрослых и
сверстников;
- нравственное развитие, ребенок
должен понимать, что хорошо, а что – плохо;
-ребенок должен принимать
поставленную педагогом задачу, внимательно выслушивая, уточняя неясные
моменты, а после выполнения он должен адекватно оценивать свою работу,
признавать свои ошибки, если таковые имеются.
3. Эмоционально-волевая
готовность ребенка к школе предполагает:
- понимание ребенком, почему он
идет в школу, важность обучения;
- наличие интереса к учению и
получению новых знаний;
- способность ребенка выполнять
задание, которое ему не совсем по душе, но этого требует учебная программа;
- усидчивость – способность в
течение определенного времени внимательно слушать взрослого и выполнять
задания, не отвлекаясь на посторонние предметы и дела.
Познавательная готовность ребенка
к школе.
Данный аспект означает, что
будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и
умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
Что должен
знать и уметь ребенок в шесть-семь лет.
1) Внимание.
• Заниматься каким-либо делом, не
отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия
между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по
образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор,
копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на
внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое
существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее
животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если
птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и
обратный счет от 10 до 1.
• Арифметические знаки: =, +,
-, ,
.
• Деление круга, квадрата
напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и
на листе бумаги: справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т.
п.
3) Память.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков,
скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из
4-5 предложений.
4) Мышление.
• Заканчивать предложение,
например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы
слов, например: «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк,
собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность
событий, что было сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в
рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи
взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со
взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку,
карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и
штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии,
нарисованной на бумаге.
• Выполнять аппликации.
6) Речь.
• Составлять предложения из
нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл
пословиц.
• Составлять связный рассказ по
картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи
с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и
звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и
диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления
природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и
отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие
бывают профессии.
Физиологическая готовность
ребенка к школе.
Этот аспект означает, что ребенок
должен быть готов к обучению в школе физически. То есть состояние его
здоровья должно позволять успешно проходить образовательную программу.
Физиологическая готовность подразумевает развитие мелкой моторики
(пальчиков), координации движения. Ребенок должен знать, в какой руке и как
нужно держать ручку. А также ребенок при поступлении в первый класс должен
знать, соблюдать и понимать важность соблюдения основных гигиенических норм:
правильная поза за столом, осанка и т. п.
|
0 коммент.:
Отправить комментарий